A/Б-тестирование для новичков: что это такое и как его настроить

Маркетологи абэ-тестируют, абэ-тестируют, да не выабэтестируются.

Внимание, эта статья не для маркетологов — она для людей, которые делают классный продукт и с помощью лендинга хотят найти новых клиентов. Мы постарались максимально просто рассказать об А/Б тестировании, избежав нагромождения цифр и терминов.

Что такое А/Б тестирование

Это метод. Тест. С его помощью выясняется, как небольшие изменения в дизайне или подаче коммерческих предложений влияют на поведение людей на сайте.

Допустим, вы делаете лендинг, в котором отличаются некоторые элементы: например, цвет фона. Запускаете рекламу и разделяете входящий трафик на два потока: половина посетителей попадает на лендинг с синим фоном, а вторая половина на лендинг с красным фоном. Через некоторое время анализируете результаты и видите, что красный фон приносит больше заявок, чем синий. Оставляете его.

Маркетологи также называют этот метод сплит-тестирование, от английского слова split — раздельный.

Зачем нужно А/Б тестирование

А/Б тестирование проводят, когда хотят проверить предположение. Например:

  • Люди будут оставлять больше заявок на участие в мастер-классе, если я подробнее расскажу о себе.
  • Больше посетителей подпишется на рассылку, если я перенесу кнопку из середины лендинга на главную страницу.
  • Люди дольше задержатся на сайте, если я изменю цвет фона на более нейтральный.
  • Количество покупок увеличится на 5%, если я изменю подачу коммерческого предложения.

Выбираете гипотезу, которую хотите проверить первой, тестируете ее и по результатам определяете — стоит ли вносить изменения на сайт.

А/Б тест на практике помогает определить, насколько ваша идея проверяется реальностью.

Целесообразно проводить эксперимент, если к вам на сайт заходит хотя бы 8000 человек в месяц. Если меньше — придется потратить много времени, чтобы накопить необходимую статистику.

Как часто проводят и сколько времени это занимает

Нет какого-то особенного графика для проведения А/Б тестов — вы запускаете эксперимент, когда появляется интересная гипотеза. Больше гипотез — больше тестов.

Время проведения зависит от идеи. Если вы внесли микро-изменение: поменяли цвет кнопки или загрузили новое изображение — может понадобиться два-три месяца, чтобы понять какой вариант лучше. Если изменения глобальные — уже через пару недель станет понятно, какой лендинг больше зашел.

Время проведения рассчитывают на специальном калькуляторе — он помогает определить период, за который наберется достаточное количество людей для статистики.

Калькулятор определяет, сколько людей должно поучаствовать в тесте, а дальше уже нехитрыми вычислениями можно прикинуть, сколько времени это займет.

Как провести АБ-тестирование

1. Выберете гипотезу.

Самые распространенные элементы для тестирования: кнопка и заголовок. Все, что находится на первом экране, потому что верхние экраны читаю больше, чем нижние.

А также:

◆ Главная иллюстрация

◆ Иллюстрации товаров

◆ Текст — заголовки, коммерческое предложение

◆ Цены

◆ Дизайн сайта или отдельных страниц

◆ Формы заявок

2. Посчитайте на калькуляторе, сколько людей должно участвовать в тесте

А/Б тестирование чаще всего проводят, чтобы повысить конверсию. Конверсия это соотношение покупателей и общего числа посетителей. Если по-простому: на сайт зашло 100 человек, а заявки оставили 3 человека — значит конверсия из посетителей в потенциальные покупатели составила 3%.

Все хотят, чтобы покупателей было больше, поэтому стремятся писать более крутые заголовки, ставить красивые иллюстрации, удивлять людей интересными предложениями. Чем привлекательней сайт или лендинг — тем больше заявок вы получите. Больше заявок — больше конверсия.

Конверсия — это белый кролик в мире маркетинга, все бегут за ним, ударяются во все тяжкие и некоторым, вы только подумайте, удается взять его за... уши. Возможно, и вам повезет.

Главное — не бойтесь экспериментировать, но и не переходите черту — в А/Б тестировании важно оставаться трезвым: за месяц повысить конверсию в два раза дерзкий и мало выполнимый план. Лучше брать реальные цифры — например, за месяц запланировать повышение конверсии на 2-3%.

Представьте, к вам на сайт ежедневно заходит 200 человек, из них 20 оставляет заявку на участие в фитнес-марафоне. А вы хотите, чтобы заявки оставляли 24 человека — на 20% больше от имеющейся цифры.

Открываете калькулятор и в первой графе вводите конверсию, которая есть сейчас — 10% (это 20 человек из 200). А в графу ниже вбиваете 20% от настоящей конверсии (это 24 человека из 200).

Калькулятор считает, сколько людей должно пройти через тестирование — 3623 человек на каждый вариант, то есть всего 7246 человек, если проводить тест, разделяя выборку 50/50.

Вы берете цифру, которую посчитал калькулятор и делите на количество человек, которые заходят к вам на сайт в день: 200 человек в день — значит, проведение А/Б теста займет 36 дней.

Итог: Чтобы проверить гипотезу об увеличении количества заявок с 20 до 24 человек в месяц на сайте, где проходимость в день 200 человек — вам нужно 36 дней на А/Б тест.

Есть еще нюанс: чем более глобальны изменения на лендинге — тем меньше людей нужно, чтобы понять, какой вариант лучше. Если вы полностью изменили дизайн — всего через пару дней станет ясно, какой из двух дизайнов больше нравится людям — не нужно проводить много опытов, чтобы понять разницу между слоном и муравьем. Но если вы сравниваете красных муравьев с черными муравьями— потребуется более тщательный эксперимент, чтобы выявить малозаметные различия.

3. Настройте А/Б тестирование на Flexbe.

Когда вы определились с гипотезой и узнали необходимое количество человек для теста — подготовьте лендинг для эксперимента. На Flexbe есть удобный функционал для проведения А/Б тестирования. Оно настраивается на уровне секции — на одной странице может работать несколько тестов в разных секциях.

 В настройках секции нажмите «...» и активируйте А/Б тестирование кликом.

В появившемся всплывающем окне выберите необходимую опцию.

Не забудьте внести изменения в вариант секции Б — А/Б тестирование при создании запускается автоматически, т.е. после сохранения изменений приходящий трафик будет делиться на группы А и Б.

Как анализировать результаты А/Б тестирования

Когда тест подошел к концу — время сравнить, какой вариант был более эффективен и выбрать лучший. Если вы кликните по иконке статистики А/Б тестирования, откроется всплывающее окно.

Тестирование можно поставить на паузу или завершить. Если поставите тестирование на паузу — вариант Б не будет показываться посетителям, и иконка станет красного цвета.

При продолжении эксперимента новые пользователи продолжат деление на группы и будут попадать в статистику.

Для завершения тестирования просто нажмите иконку завершения тестирования. Остается выбрать наилучший вариант секции.